ЭКОНОМИКА ЕДИНОГО МИРОВОГО ОРГАНИЗМА
Тимур Рахимов
-
Цена на товар определяется Богом — Бог цену строит
Мироздание держится десницей Господа. Бог расположил все согласно с мерой, числом и весом (Прем. 11:21) Всему творению утвердил границы и время. Цена на товар — малое, что являет Он в промысле Своем. На цену смотрит торговец, суетясь в сделке или выжидая удачного момента. Так вершится хозяйственная деятельность. Спекулянты на рынке прилагают усилия, чтобы повысить цену продажи и снизить ее для покупки. Но какова она будет — не ведают: в полу бросается жребий, но все решение его — от Господа (Пр. 16:33). Никто не может сказать наверняка, какова будет цена завтра, через месяц или год. Цену определит Господь. Так и ранее говорили: «на рынке два дурака: один дорого просит, другой дешево дает, да цену устанавливает Бог». И будет та цена самой полезной для участников сделки. Каждый найдет для себя доступное в промышлении Его.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) поясняет: «Управляет Бог вселенной; управляет Он и жизнью каждого человека во всей подробности ее. Такое управление, входящее в самые мелочные, ничтожнейшие, по-видимому, условия существования тварей, соответствует бесконечному совершенству свойств Божиих. Закон такого управления прочитывается в природе, прочитывается в общественной и частной жизни человеков, прочитывается в Священном Писании».
Творец мира дает все без цены: пользуйся, славь Господа.
Но поставив человека выше других тварей земных, дал и возможность присваивать имена (цену) сотворенному (Быт. 2:20. Но зараженный страстями разум исказил ценности мира. Материальный мир преходящ и обладает ценностью только в глазах человека. Не в редкости вещи дело, а в прелести, которой человек сам дал власть над собой. Алмаз ценится дороже воды, потому что камень тешит гордость. Не высоко ценит падший человек душу свою — то, что, в действительности, и есть самое дорогое, и если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? какой выкуп даст человек за душу свою? (Мк. 8:36, 37).
Правя вселенной и историей Господь не попустит цене измениться более, чем дозволено. Как бы не пытался человек, но Господь определит границу надменным волнам цены: доселе дойдешь, не перейдешь (Иов. 38:11).
То, что полезно человеку имеет доступную цену. Неполезное — дорого
Необходимые для жизни человека вещи и продукты имеют невысокую цену. Подобные товары всегда в достатке и ими просто пользоваться. Скромности одежды должна соответствовать простота стола. Излишества представлены дорогими товарами. При внимательном рассмотрении обнаружится, что человеку вовсе не так уж много требуется. Все необходимое Творец дал человеку, обо всем позаботился. Поиск же разнообразия в вещах не полезен душе, растрачивая ее усилия на пустое, изменчивое, лукавое.
По мнению раннехристианского теолога Тертуллиана, Бог сам не желает чрезмерной роскоши: если бы Господу было угодно, то Он создал бы овец с пурпурной или голубой шерстью для удобства людей. И людям оставалось лишь пользоваться творением. А вот соблазн человека украшать себя — от дьявола, дерзость, извращающая все естественное. Для удовлетворения повседневных нужд, произрастает и возделывается в достатке и на родной территории. Пребывание человека в поиске новых вещей и предметов вреден, потому как это страсть тщеславия и честолюбия, не имеющая границ. Одна страсть, разрастаясь, влечет за собою другую, и так до полного подчинения человека страстям.
-
Форма зависит от состояния духа.
Состояние здоровья общества и человека определяется духом, пребывающим в них. Состояние духа полностью обусловливает человеческую жизнь. Нездоровый дух искажает первозданное состояние формы. Дух Божий объединяет, сочетает, является источником жизни; дух же сатанинский разделяет, приводит к разрушению и самоуничтожению. В ком пребывает дух сатанинский подобен псу, который лижет пилу и не замечает причиняемого себе вреда, потому что пьянеет от вкуса собственной крови.
Здоровье дела (business) зависит от пребывающего в обществе духа. Человек лукавый, человек нечестивый ходит со лживыми устами, мигает глазами своими, говорит ногами своими, дает знаки пальцами своими; коварство в сердце его: он умышляет зло во всякое время, сеет раздоры (Пр. 6:12–14). Трудятся люди скорбя, одной лишь нужной побуждаемые, пытаясь создать квази миссии, в потоке мнимых ценностей, под гнетом чужих страстей и своих собственных.
Церковь есть закваска общества, закваска государства. Дух Церкви определяет состояние всего государства.
От состояния Церкви зависит устойчивость государства как формы. Форма может быть разной, но Церковь едина. Церковь является духом государства, подобно закваски хлебной, ведь, малая закваска квасит все тесто (1 Кор. 5:7).
И если Церковь обмирщается, теряет устремленность к Богу, старается угодить страстям мира сего, то будут в обществе нестроения и революции. Церковь как соль — сохраняет, скрепляет, очищает, придает вкус (смысл) жизни: Дух животворит, плоть не пользует нимало (Ин. 6:53–63).
Завершая эту статью, взглянем вновь на чудный мир, созданный Великим Художником и Премудрым Правителем:
-
Мир — единый и многосоставный организм. Мы же сравниваем и дивимся.
-
Разнообразие в труде, множество ремесел даны человеку Созидателем, для того, чтобы каждый находил для себя место и пользу.
-
Нарушение законов Божьих наказывает нарушителя, искажающего благость среды своего обитания. От чего создаются страдания и для окружения нарушителя.
-
Цена на товар определяется Богом — Бог цену строит. Торговцы вынуждены следовать Его воле.
-
Форма зависит от состояния духа, пребывающего в ней.
Законы просты, но разум падшего человека в познании встал на позицию противопоставления себя к миру, и, как следствие, стремление защититься от враждебных сил природы. Изобретая экономические теории, стал пытаться следовать им, спотыкаясь, настойчиво создавать новые. Это начнем обсуждать в следующих статьях.
Извор: “Katehon“
|