Фатальной проблемой переговоров Женева-2 по Сирии, которые должны начаться на следующей неделе в Швейцарии, является то, что США и их союзники втайне рассматривают этот процесс как рычаг для смены режима. Это их план «Б» по смене режима, при этом планом «А» является не оправдавшая себя тактика завуалированных военных действий. Такой подход не предвещает ничего хорошего для успешного, то есть жизнеспособного разрешения кризиса, который длится уже почти три года, унёс жизни далеко за 100 тысяч человек, а 9 миллионов человек – более трети всего населения – вынудил оставить свои дома. Он равнозначен незаконному вмешательству во внутренние дела суверенного государства и в таком качестве обречён на провал.
Конечно, Вашингтон и его союзники никогда бы не признались в таком цинизме. Нет, они формулируют свою мрачную и циничную программу с использованием всех известных им ханжеских банальностей о «мире» и «поиске решения».
Но есть следующий способ проверки на вшивость. На Женевскую конференцию приглашено где-то 30 стран, включая 5 постоянных членов Совета Безопасности ООН, плюс Германия, Италия, Саудовская Аравия, Турция, Катар и даже Бразилия и Южная Африка. Но пропущенным в этом списке, словно пятое колесо в телеге, оказался главный региональный союзник Сирии, Иран. Это исключение было сделано по настоянию США. Подобная необоснованная, буйная американская позиция выдаёт скрытую идеологическую цель и опровергает наличие какой-либо искренней заинтересованности в отыскании мирного решения.
Подчёркивает наличие неявного мотива лицемерная уступка американцев, согласно которой посещение Ираном саммита Женева-2 «приветствуется» – но только если Тегеран согласится с тем, что сирийское правительство Башара Асада должно уйти в отставку. Иран отказался принять любое подобное предварительное условие своего участия и вновь повторил, что определение политических результатов переговоров находится в руках сирийского народа.
Скрытый порок процесса Женева-2 отражает неискреннюю позицию западных держав, их региональных арабских и турецких союзников по отношению к попыткам найти договорное политическое решение сирийского конфликта.
Сирийское правительство Асада заявило о своей готовности участвовать в конференции, которая открывается 22 января в швейцарском городе Монтре и продолжится 24 января в Женеве. Она называется «Женева-2», потому что предыдущая конференция, которая проходила в Женеве в конце июня 2012 года, первой заложила основные принципы формирования «переходного правительства». В так называемом коммюнике Женева-1 ясно говорится, что любое политическое урегулирование должно быть выработано сообща сирийскими партиями, и что оно может включать в себя членов нынешнего правительства Сирии, в том числе и Башара Асада. Иными словами, коммюнике не предвосхищает результатов переговоров.
То, что последующая конференция Женева-2 откладывалась в течение более чем 18 месяцев, в значительной степени вызвано сговором западных правительств и спонсируемой ими сирийской оппозиции в изгнании, так называемого Сирийского национального совета. Западные державы и их доверенные страны в регионе энергично пытались дать женевскому коммюнике иное толкование – как документа, в котором устанавливается предварительное условие об отставке правительства Асада. На взгляд Сирии и её союзников, России, Китая и Ирана, изложенное противоречит согласованному женевскому принципу совместных переговоров и отсутствия каких-либо предварительных условий, особенно навязанных внешними сторонами. (По правде говоря, это будет не первый раз, когда США отказывается от политических договорённостей, что хорошо знакомо России по неровным переговорам о ядерном разоружении).
Американский отход от прежней позиции по Сирии явно и незамедлительно последовал за первой конференцией в Женеве, когда госсекретарь США Хилари Клинтон сардонически раскрыла негласный замысел. Клинтон язвительно заметила перед СМИ, что продолжение нахождения Асада у власти «никогда не будет взаимоприемлемым», а поэтому коммюнике, на американский взгляд, при всех целях и намерениях является приказом об увольнении.
За прошедшие полтора года изменилось многое. Для начала, список жертв насилия, по всей видимости, удвоился до текущей величины 130 тысяч погибших. Jтветственность за это кровопролитие и разорение несут США и их союзники по причине их материальной поддержки различных антиправительственных формирований и неоправданной задержки созыва конференции Женева-2.
Вторая крупная перемена состоит в том, что сирийские правительственные силы смогли добиться преимущества над боевиками с поддержкой извне. Армия Асада отбила большие участки страны и загнала мятежников назад в территориальные «мешки» северо-восточного региона. Боевики могут удерживать второй сирийский город Алеппо на севере и Ракку на северо-востоке, но Сирийская Арабская Армия постепенно сужает их зону контроля окружающих территорий до состояния постоянно затягивающейся удавки.
В то время как в июне 2012 года политическое будущее Асада казалось неопределённым, теперь его правительство более уверено в том, что одержит верх над мятежом. Его легитимность, полномочия и суверенитет получили новое подкрепление. Этот мятеж всегда был тайной кампанией по смене режима, приводимой в движение извне и поддерживаемой скрытыми поставками оружия, денег и так называемых воинов джихада, направляемых в Сирию из США, Великобритании и Франции совместно с Саудовской Аравией, Катаром, Турцией, Иорданией и Израилем.
Москва была хорошо осведомлена об этой негласной программе и поэтому твёрдо выступала в поддержку своего исторического сирийского союзника, несмотря на попытки западных государств и СМИ очернить принципиальную позицию России как «оказание помощи деспотическому режиму».