Наследие Хосе Хулиана Марти-и-Переса выявляет несовершенство пришедших к доминированию в XX веке идеологий и подтверждает необходимость создания новой политической теории
28 января исполнился 161 год со дня рождения кубинского поэта, философа, политика и революционера Хосе Хулиана Марти-и-Переса. На Кубе он - национальный герой, который отдал свою жизнь за освобождение отечества. В литературных кругах считается одним из основателей модернизма. В России о нем известно, в основном, в кругах латиноамериканистов, да, пожалуй, тех, кто широко и глубоко интересуется историей Кубинской Революции, не ограничиваясь знаниями о Че Геваре и братьях Кастро Рус. В советское время было издано только две книги (Марти Х. Североамериканские сцены. М.: ГИХЛ, 1963; Марти Х. Избранное. М.: Художественная литература, 1974), которые представляли лишь небольшую часть работ кубинского автора, прошедшую соответствующую цензуру. Выбор, конечно же, диктовала и критика Марти североамериканского капитализма, который он познал изнутри, проживая некоторое время в США («Я жил в недрах чудовища и знаю его нутро. В моих руках праща Давида»).
В работах Хосе Марти мы видим не просто преодоление узко-экономического мышления, характерного для социалистической и националистической реакции на наступление капитализма. Он сумел увидеть истинные чаяния народа.
Нам же Хосе Марти интересен не только как Апостол Независимости, как его называют на Кубе, но и как политический философ, которого смело можно отнести к кругу мыслителей, предшествовавших Четвертой политической теории (4ПТ).
Конечно же, в то время еще не было ни марксизма, ни фашизма, а реалии Карибского бассейна были связаны в основном с колониализмом и империалистическими амбициями. Но в работах Хосе Марти мы видим не просто преодоление узко-экономического мышления, характерного для социалистической и националистической (фашистской) реакции на наступление капитализма. Он сумел увидеть истинные чаяния народа, стоящие над и вне политических идей и организационных форм того времени. Свои размышления над этим вопросом он отразил в письме соратнику по вооруженной борьбе генералу Максимо Гомесу от 20.10.1884, написанное в Нью-Йорке: «Приказом можно управлять войсками, генерал, но народ не создается по приказу. Мы готовим революцию более сложную, требующую более умелой подготовки, чем всякий другой переворот».
Хосе Марти выступал против империализма, но не империи, что часто подчеркивается мартинистами. Критиковал буржуазно-либеральный капитализм, при этом понимая паразитическую сущность тогдашней (и будущей) банковской системы. «Если нет возможности грабить чужие земли, они действуют как сплоченная камарилья, вмешиваются во внутреннюю политику и изменяют законы страны в своих целях. Они раздувают престиж какого-нибудь предприятия, сбывают его акции, подогревая общественное доверие при помощи бесчестных махинаций, а потом разоряют это предприятие... К их услугам газеты, телеграф, светские дамы, красноречивые и авторитетные господа депутаты, пламенные полемисты, которые соловьем разливаются в конгрессе, защищая их интересы. Все в их руках, они все могут купить», - писал он в публицистической работе «Морской министр Уитни».
Жизнь в США оставила неизгладимый след в творчестве Марти. «Этот народ подобен дереву: часто в корнях могучих деревьев гнездятся черви», - так он охарактеризовал североамериканскую нацию в эссе «Призовой бокс». А вот и более развернутая характеристика, в которой он пытается охватить взглядом и прошлое, и будущее: «Время покажет, сколь глубоки были корни этого цветущего дерева и что прочнее связует народ воедино: общее горе и совместно принесенные жертвы или одинаковое для всех стремление к наживе. Только время покажет, не зреют ли в недрах этой гигантской, поразительной страны силы чудовищного зла и разрушения и не очерствела ли, не поддалась ли растлению душа народа, в жизни которого отсутствовало облагораживающее женское начало, этот источник чувства прекрасного и черта, придающая законченность национальному характеру» («Кони-Айленд»).
Марти являлся ярким и деятельным революционером, воспевающим народные традиции и культуру. Понимал сложность независимого государствостроительства в контексте международных отношений. Вглядывался в недра тех стран и народов, где ему довелось побывать, выражая это в стихах или публицистике. Предвосхищал становление Латинской Америки как особого полюса мировой политики, особенно отмечая роль Кубы в региональной геополитике.
Идеи Хосе Марти закреплены в Конституции Кубы в качестве руководящей идеологической основы государства. Поэтому правильно говорить, что Куба следует не только марксизму-ленинизму, но и хосе-мартизму.
Понимание значения острова Свободы, каким он стал благодаря действиям Фиделя Кастро с товарищами по оружию, четко обозначено в письме Мануэлю Меркадо: «Мы должны добиться независимости Кубы, иначе Соединенные Штаты захватят антильские острова и отсюда обрушатся на земли нашей Америки... Есть народы (к ним относятся и наши народы) кровно заинтересованные в том, чтобы чужестранные империалисты не договорились с испанцами и не проложили через Кубу путь к аннексии стран нашей Америки жестоким, агрессивным и презирающим нас Севером...»