Хосе Марти как предтеча Четвертой политической теории (2дел)
Хосе Марти как предтеча Четвертой политической теории
«Наша Америка» (Nuestra America) - одно небольшое политическое эссе Хосе Марти, очень емкое по содержанию и сохранившее свою актуальность. При этом сам термин вошел в обиход всех латиноамериканских патриотов, которые ратуют за создание Большого пространства, т. е. продолжают идеи Симона Боливара. В этом эссе Марти говорит об идеях, о самобытности народов, о необходимости совместной борьбы, даже если страны разделяют огромные расстояния, о необходимости избегать копирования форм государственных устройств («дух правления должен быть духом ее народа»). В этой работе Марти также критикует расово-биологическую теорию, которая тогда уже была в моде в Европе. Если Апостол Павел говорил о том, что «несть ни эллина, ни иудея», то Марти констатировал, что «люди, различные по телосложению и цвету кожи, наделены одинаковой душой». Так, и путь к 4ПТ открыт всем свободным мыслящим людям, которые не подверглись разложению либерализма или мелкотравчатого буржуазного расизма-национализма.
Интересно, что идеи Хосе Марти закреплены в Конституции Кубы в качестве руководящей идеологической основы государства. Поэтому правильно говорить, что Куба следует не только марксизму-ленинизму, но и хосе-мартизму. Если Маркс предложил экономический анализ взаимоотношений классов, а Ленин обозначил другие приоритеты в борьбе против буржуазии и капитализма, то Марти представляет самобытного философа, который конденсирует карибскую лирику с практикой освободительной борьбы, правовых идей (Хосе Марти был юристом по образованию) и духа свободы. Представьте, например, что идеи Федора Достоевского были бы отражены в Конституции России!
В наших философских, политических и идеологических трудах, посвященных 4ПТ, мы часто ставим вопрос о позитивной свободе, в чем, по нашему мнению и должен заключаться смысл идеального политического строя. Как написал Марти в эссе «Три героя»: «Свобода - это право быть честным: не лицемерить ни в словах, ни в мыслях». В другом месте он отмечал: «Не успел человек родиться, а возле его колыбели уже стоят держа наготове широкие и толстые повязки философий, религий, увлечений отцов, политических систем. Человека скручивают, связывают, и он на всю жизнь остается взнузданным и оседланным, словно конь. Поэтому земля нынче полна людей, лица которых скрыты под личинами».
Так, Марти предлагал искать путь к освобождению - не только от господства Испании, но и от доминирования схоластических идей рациональной западноевропейской философии (во многом виновной в нынешнем кризисном состоянии мира), несовместимость которых с духом Латинской Америки провиденциально прочувствовалась кубинским поэтом.
«Если есть высший суд, лишь с тобою Я предстану пред этим судом: Либо нас осудят обоих, Либо мы спасемся вдвоем». Эти строки приписывают Марти как посвященные своей Музе. Но кем она являлась на самом деле? Эта муза - его Родина, Куба. История показала, что Марти был прав. Значит, необходимо продолжать изучение идей этого великого кубинского философа и революционера. И развивать их в контексте сегодняшнего мироустройства.
Леонид Савин, главный редактор журнала «Геополитика»