Ушедший 2013 год запомнился для Грузии двумя знаменательными политическими событиями. В итоге президентских выборов, состоявшихся в октябре прошлого года, в Грузии полностью сформировалась новая политическая система. «Грузинская мечта» стала правящей партией, а ее представитель Георгий Маргвелашвили – президентом страны. Единое национальное движение Михаила Саакашвили ушло в оппозицию, а его бывший лидер покинул страну и отправился в США, чтобы избежать уголовной ответственности.
Другое знаменательное событие связано с тем, что 29 ноября 2013 года в Вильнюсе грузинское правительство подписало с Евросоюзом договор об ассоциации и свободной торговле. Договор, состоявший из 1000 страниц, подписал заместитель министра иностранных дел Грузии Давид Залкалиани. Назвав это событие историческим, он заявил, что для его страны процесс евроинтеграции уже стал необратимым.
В настоящее время Грузия превратилась в формального участника процесса евроинтеграции. Следует отметить, что речь пока идет не о членстве, а о политической и экономической ассоциации. Но само это достижение далось Грузии нелегко. В течение почти десятилетнего периода страна беспрекословно следовала рекомендациям Евросоюза и особенно США. Для этого потребовалось резко изменить ориентацию грузинской экономики. Российский рынок сбыта был отдан в жертву политике. В стране были созданы необходимые условия для иностранных инвесторов, вследствие чего европейский бизнес приватизировал наиболее выгодные активы.
Несмотря на несомненные позиции грузинского руководства по поводу приведения законодательства страны в соответствие с евростандартами, проведения требуемых Евросоюзом политических и экономических реформ, в Брюсселе остается еще много вопросов, адресованных грузинской стороне. Хотя Грузия по сравнению с другими постсоветскими странами достигла серьезных успехов в плане борьбы с коррупцией, улучшения бизнес-среды и других реформ, претензии к ней у ее европейских партнеров в основном связаны с ликвидацией антимонопольной службы, реформами в связи с новым трудовым кодексом и т.п. вопросами.
В согласованном с Евросоюзом документе остается еще много требований. Для достижения окончательной договоренности Грузия должна до конца года выполнить эти требования. В документе нашли отражение такие требования, как гармонизация законодательства, доведение юстиции до кондиции, соответствующей евростандартам, договоренность о реадмиссии, улучшение качества продукции, подлежащей в дальнейшем выводу на европейский рынок, адаптация системы управления и образования к евростандартам и т.п.
Сложные процедурные этапы процесса интеграции Грузии в Евросоюз, многочисленные условия и требования, конца которым не видно, открывает путь для множества скептических рассуждений и порождает немало вопросов.
Во-первых, возникает вопрос: «А станет ли Грузия в конечном итоге полноправным членом Евросоюза?».