Сергей Гриняев: Саммит АТЭС показал, что наступил век Азии
— Путин предложил странам АТЭС поучаствовать в двух грандиозных инвестиционных проектах — Первый — это трансазиатский транспортный хаб, включающий в себя модернизацию Транссиба, БАМа, строительство "сухих" и обычныхпортовых комплексов, установка системы ГЛОНАСС и второй — обустройство Северного морского пути. Как вы оцениваете способность этих проектовинтегрироватьпод эгидой России азиатские страны?
— Это два проекта, которые имеют колоссальную историческую значимость, они лежат в основе Евразийского проекта России. К ним я бы добавил третий - экономический логистический хаб в Крыму, который позволит направить товарные материальные потоки не только через Черноморские проливы (Босфор и Дарданеллы) в Средиземное море, и дальше - на Ближний Восток и Северную Африку, но и предоставят путь для товаров на Запад.
В Крыму будет заканчиваться великий Шелковый путь, который берт начало в Китае, пройдет по Транссибу, БАМу, через страны Центральной Азии в Крым и дальше, либо на Запад, либо морем в Северную Африку. И конечно же, это Северный морской путь. Это Арктика, это прямые, относительно короткие поставки грузов из Юго-Восточной Азии на европейские рынки, минуя зоны напряженности у берегов Африки, в Суэцком канале, в Красном море и так далее.
Путь Северным морским путем примерно на 30 процентов дешевле, чем традиционный путь из японского порта Йокогама до Амстердама. И плюс, конечно, это крайняя заинтересованность Китая в доступе к Северному морскому пути, поскольку Китай сегодня вкладывает большие средства в освоение месторождений полезных ископаемых к Гренландии и желает получать железную и медную руду из Гренландии по Северному морскому пути, где отсутствуют военно-морские силы США, способные блокировать морские поставки в Китай (сегодня морем в Китай поставлется фактически 90 процентов ресурсов).
— Эти проекты можно расценивать как интеграцию под эгидой России азиатских стран?
— Безусловно, без России эти проекты не имеют смысла и не имеют значения, поскольку шестую часть суши, как бы мы ни хотели, контролирует Россия, даже географически. И Северный морской путь, Великий Шелковый путь, включая Транссиб, и как я уже сказал, логистический хаб в Крыму.
Три этих проекта, плюс Санкт-Петербург и Архангельск, как Северные арктические ворота, вход в Северный морской путь, Владивосток и Петропавловск-Камчатский, как центр азиатский, и Севастополь и Крым, как центр Черноморско—Средиземноморский. Эти три узла — основа экономического могущества Евразийского союза и начала интеграции, в том числе, и азиатских государств, совместно с Россией в общих проектах.
(правда.ру, центр стратегических оценок и прогнозов)
12 ноември 2014